Снежный человек в России. Валентин Макаров 2007  


Биография
У многих слова снежный человек, йети, троглодит вызывают в лучшем случае душевные сомнения, а в худшем - презрительный скепсис. Но стоит ли игнорировать эту проблему? Ответ - нет. Возможность найти снежного человека даёт нам шанс не быть больше одинокими в этом мире, найти родственника, пусть и бесконечно далёкого от нас, не говоря уже о возможных прорывах в антропологии, физиологии и изучении высшей нервной деятельности. Трудно переоценить как научное, так и этико-культурное значение этого открытия. Но современному человеку почему-то легче проигнорировать это явление, чем попытаться признать его существование. Зато наши далекие предки отлично знали о существовании дикого родича, и тот оставил глубочайший след в мифах и легендах всех народов мира. Русский народ - не исключение. Давайте попробуем проследить черты снежного человека (мне не нравится это название, но по традиции будем иногда называть его так) в низших демонических персонажах русского фольклора.
Ради справедливости надо отметить, что идея о том, что реликтовые гоминиды остались в памяти народа и превратились в леших, троллей и гоблинов, приходила в головы различных людей. Первым несомненно был скандинавский палеонтолог Бьерн Куртен, который в своей книге " Танец тигра" отождествлял троллей с неандертальцами, кроме того, он показал, что ареал неандертальцев в конечный период существования этого вида и область распространения сказок о троллях на удивление хорошо совпадают. Нельзя также не отметить исследования Дмитрия Баянова и его замечательную книгу " Леший по прозвищу обезьяна." Многие фантасты, например Клиффорд Саймак, в своих произведниях обыгрывали эту тему.
Начнем изыски черт троглодита ( условимся называть его для краткости называть так) в образе одного из самых популярных персонажей фольклора - лешего.

ЛЕШИЙ.
Итак, леший ,согласно словарю Власовой, посвященного низшей русской демонологии, - лесной дух, «хозяин» леса, другие его имена - Леший (Дядя леший), Леший царь, Лесак, Лесник, Лесной, Лесной дедушка (дедушко), Лесной дядя, Лесной херувим, Лесной хозяин, Лесной царь, Лесовик, Лесовой, Лесовой дедушка, Лесовой (Лесной) хозяин, Лешак, Лешой. Все имена указывают, на лес как на место пребывания существа. его характеристику, табуируя его настоящее имя, которое на настоящий момент судя по всему утеряно. Схожая ситуация наблюдается с существом, которое часто принимают за троглодита, - медведем ( медведь - ведающий медом, тоже затабуированное название, истинное же название медведя скорее всего бер, исходя из слова берлога - логово бера). Это неудивительно, для древних славян, медведь и троглодит были наиболее опасными (но и уважаемыми) врагами, так как именно с этими двумя существами часто пересекались интересы древнего человека, и именно эти два существа могли дать человеку достойный отпор. Пересечение интересов сюдя по всему было вызвано примерно одинаковой кормовой базой для всех трех видов. Как мы позже заметим образ лешего тесно переплетается с образом медведя в русской мифологии.
Как же русские крестьяне предствляли себе лешего? Наряду с поздними о лешем как о старике (<<Лесовик, или дедушко лесной, сивый весь, и борода сивая, и балахон носит, высокий, ён скотину убирает, да кормит травой и народ блудит» (Новг.), «Леший... не имеет определенного облика. Чаще всего он является в виде человека огромного роста, одетым в белое» (Волог.). «Леший, лесовик представляется в образе старика с большою бородою; на голове у него большая шляпа, одет он в широкий кафтан, причем левая пола всегда наверху, обут в лапти. Леший, смотря по надобности, может менять свой вид» (Новг.)), существует и иная трактовка внешего вида лешего (Нередко леший представляется мохнатым (весь покрыт седыми волосами — Орл.); его облик соединяет черты зверя и человека или напоминает нечистого духа, черта: По своему виду леший подчас напоминает козла: он весь покрыт черной блестящей шерстью, которая кудрявится на нем, с небольшими, загнутыми „витком“ рожками, с копытами, но со взглядом, как у доброй собаки, встречаются и представления о лешем как о полукозле-получеловеке, мохнатом, с длинными „волосами“ на голове и с такой же бородой»; у лешего могут быть раздвоенные бычьи копыта (Карел.)). Образ лешего-старика видимо берет свое начало из именования лешего дедушкой (он — старший и меж лесными обитателями, и меж людьми, т. е. «большак» (Новг., Олон.); «дедушка» (Новг.); «дедюшка» (Вятск.); «другая половина» (Олон.); «сам» (Яросл.)). это имена в свое время было либо просто знаком уважения со стороны крестьян, и впоследствие участвовали в формировании внешнего облика лешего, либо лешего считали старшим поколением людей, своим пращуром, предком, поскольку слово "дед" ранее обозначало не степень родства, а предков вообще. Дедами называли умерших родичей, покровителей рода, до сих пор у некоторых славян существует праздник поминовения усопших, называемый "деды". Вторая трактовка образа лешего как получеловека-полузверя основывается на непосредственных наблюдениях троглодита уже в более поздние времена, когда популяция стала вымирать и гораздо реже встречаться, при этом табуирование было уже просто данью обычаям предков. Многие черты лешего совпадают с чертами троглодита согласно современным наблюдениям(Леший — высоченный (выше леса) мужик с дубиной (Костр.); он высокий, долгий, „длиннущий“, большущий-пребольшущий, огромного роста, больше сажени, необъятных размеров и т. д. Оставленный им след вдвое превосходит обычный человеческий.). В большинстве современных свидетельств троглодит действительно огромен ( до 2,5 метров), а его огромные ступни послужили причиной одного из его американских названий (бигфут). Кое-где в России леший прямо называется диким человеком («дикарь, дикий, диконький» (Вятск., Пенз.), в поверьях ряда районов России облик лешего сливается с обликами «диких» людей: такой лесной обитатель наг, оброс длинными волосами (Сарат.)). В одном из рассказов орловских крестьян леший «на дереве сидит. Старый, старый, как человек. Бородища-то длинная, голый, вот как есть человек, а руки-то волосатые, мохнатые» (Орл.). Мы видим, что в подобных описаниях в облике лешего нет ничего сверхестественного, он предстаёт перед нами огромным волосатым человекобразным существом, что хорошо совпадает со свидетельствами очевидцев нашего времени.
Многие повадки лешего тоже сопоставимы с поведением троглодита. Так например, леший нем, однако же способен воспроизводить звуки (леший ведет себя очень шумно: он свищет, щелкает, кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Леший идет — шум раздается по лесу, деревья гнутся, лес „аж гудит“, трещит, гремит. Он ухнет — все грохочет, заплещет в ладоши — треск по лесу» (Карел.)). Это же указывается и в рассказе Тургенева " Бежин луг" - ребята говорят между собой, что леший немой, умеет только свистеть и в ладоши хлопать. В свидетельствах часто указывается, что появление гоминида сопровождается свистом, свистят карельские кули, свистит гуральский чуйгастер. Это легко обьяснимо: скорее всего гоминид находится на стадии формирования второй сигнальной системы (точнее сказать остановился на этой стадии, позже попытаюсь обьяснить почему), поэтому произносить членораздельные фразы не может, однако это не значит, что его особи не могут общаться между собой. Среди некоторых антропологов бытует мнение, что первой речевой системой, используемой человеком была система свистов, в разных точках земного шара различные примитивные племена (канарские гуанчи, испанские баски, африканские бушмены) используют язык свиста. На использование языка свиста троглодитами указывал в свое время Геродот. Язык же судя по всему сформировался из ритуальных песнопений, и долгое время слова были священны для людей, свидетельство тому можно найти в различных мистических учениях, из популярных произведений примером может служить стихотворение Николая Гумилева:


СЛОВО

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Таким образом, немота лешего - явление не выдуманное, не случайное, а вполне закономерное. Лешему, как и любому примату свойственен инстикт подражания, он повторяет произнесенные человеком фразы и действия. В Вятской губернии записан рассказ, напоминающий известную сказку о крестьянине и медведе(опять перекликаются из образы): леший помогает поселянину вспахать поле (таскает на себе плуг) — в награду за «вершки» урожая (т. е. за ботву выращенной репы). В беломорской быличке (Онежский район) леший по ночам молотит в овине крестьянский хлеб, но уличен и пойман. По совету знахарки старик хозяин в двенадцатом часу ночи приходит в гумно, садится к избушке и крестик держит. Сидит он, вдруг в двенадцать часов ночи поднялся великий шум, великий ветер... Ну, вот когды пришел (леший. ), моментально он начал таскать обелье, за раз по целой трети на охапку. Мы видим как леший имитирует поведение человека, однако не совсем осознаёт смысл содеяного - берет вершки вместо корешков. Подобные рассказы о троглодите имеются и у жителей Непала (В Солу Кхумбу рассказывают, что много лет назад целая компания йети поселилась недалеко от деревни Таргиа.Местные шерпы строили дома и возделывали свои поля, а по ночам или когда люди уходили, появлялись йети и все разрушали и портили, так что потом приходилось начинать сначала. Примечательно при этом, что йети делали это не ради разрушения. Испортив все, они потом пытались по-своему соорудить дома или устроить поля. Но, конечно, у них ничего не получалось. (Обращаю внимание на такое типично животное поведение - неумение даже подражать, а тем более доводить начатое до конца. М. Б.) Жители деревни были просто в отчаянии. Застать животных им никак не удавалось, тогда они придумали хитрость. Как-то раз шерпы направились в одно место, где часто собирались йети - об этом они узнали по помету, - и поставили там много чаш с чангом,
крепким шерпским пивом, а кругом положили кхукри, кривые непальские ножи. Ночью йети, как и было задумано, обнаружили чанг и выпили его. А захмелев, собрали кхукри и принялись драться. Утром их нашли почти всех мертвыми, и с тех пор жители Таргиа могли спокойно заниматься своими делами. -цитата из книги Непомнящего, им взятая из книги М. Быковой ).
Теперь коснемся другого аспекта поведения лешего, обьясняемого гораздо труднее и причем фактами, состящими на грани науки и эзотерики. Это способность лешего воздействовать на разум человека (В лесу живет лесовик. Если ты что-нибудь плохое лесу сделаешь, ну, сломаешь елочку, то он тебя заведет в болото. Даже если в лесу и болота нет. И ночевать в лесу будешь. В болоте всю ночь проходишь, провалишься. А утром окажется, что ты около дома и никакого болота нет (Лен.); когда случится заблудиться в лесу и долго проплутать в нем, то говорят: „Лесовой подшутил“ или „леший обошел“. Иногда он заводит, тоже ради шутки, лошадей в лес, так что проищешь их целую неделю» (Орл.) <Трунов, 1869>. Леший «уводит» людей в лесную глухомань различными способами: принимая облик манящего за собой человека (нередко знакомого, родственника); аукаясь, перекликаясь с путниками; уводя по своей незримой тропе; затягивая в чащу магической силой. «А меня в лес потянуло. А Гаврила услыхал, что не ладно рыцю и свел меня к избушке»; «Меня все заманиват, меня все затягиват» (Карел.)). Кроме этого леший способен отвести взгляд человека от себя (иногда леший принимает облик дерева, у которого мох либо короткие сучья растут на южной стороне, тогда как им полагается быть на северной (Карел.). Леший способен навести на человека в лесу жуткий страх. Если первые два воздействия на разум проследить довольно сложно, то третий вариант наблюдается при встречах с троглодитом с завидной частотой. Как и леший троглодит любит пугать людей (судя по всему метод защиты своей территории). Так как в ходе многовековой борьбы человек воспринимается им как существо, представляющее опасность. Однако, методы "борьбы с человеком" обычно несут лишь отпугивающий характер и редко сопровождаются летальным исходом.
Судя по всему именно из-за развития телепатии и не получила развития вторая сигнальная система(речь). В настоящем считается, что за парапсихические спосбности отвечают лобные доли коры больших полушарий. Кроме того известно, что поздние неандертальцы превосходили нас по обьему мозга, как раз за счет увелечения лобных долей мозга. Вывод напрашивается сам собой. Таким образом, возможно, существовало два типа социального развития человечества: одно общение основывалось на обмене звуками, другое мыслями. Что лучше? Наверное все таки речь. Поскольку в мыслях на мой взгляд нельзя передавать смысл абстрактных понятий, таких как бесконечность, дружба, и т.д. Мне кажется именно этот фактор привел к доминированию человека и вытеснению троглодита в глухие места, недоступные для человека.
Троглодит проглядывает не только сквозь облик лешего, другие песонажи русского фольклора, при ближайшем рассмотрении выказывают черты троглодита.


Продолжение
Главная


 
Сайт создан в системе uCoz