| |||
Кологривский леший. |
В Кологривских лесах часто видят анормально крупного дядю – без всяких одежд, но густо покрытого шерстью. Его пытаются изучать, на его поиски снаряжаются экспедиции. Но, естественно, никто ничего не нашел. Потому что принципиальная позиция снежного человека и прочих таинственных чудищ: энтузиастам, пришедшим по их душу, ни в коем случае не показываться.
Волосатый верзила является только лишь тем, кому до него нет никакого дела – грибникам, охотникам, рыболовам. Всегда внезапно: выйдет из леса, постоит в тишине минуту-другую, доведет очевидца до панической икоты, насладится, может быть, его трепетом и – снова в чащу. Никого ни разу не задрал, ни одну даже женщину не озверил, несмотря на все свое экзистенциальное одиночество. Только какую-то глупую жучку, бросившуюся на него с истерическим лаем, пнул ногой так, что та скулила в полете добрую сотню метров. Да еще медведицу разодрал пополам, но даже ее не попробовал, бросил. Этого, правда, никто не видал, но – какому же еще супермену по силам сделать такое? Только снежному человеку. Вроде и зверю, но – где-то уже гуманисту. Повествования о волосатых людях в кологривских краях имеют давнюю традицию. Еще когда тамошние лесопромышленники только собирали деньги, дабы откупиться от грязной вонючей чугунки, поблизости от Кологрива были обнаружены люди, от макушки до пят обросшие шерстью. Некоторые из них позднее покинули историческую родину, появились в столицах, где их изучали медики, лицезрела публика. Известны их имена: Андриан Евтихиев и Федор Попов. Облик Андриана должен быть всем отлично знаком, поскольку его фото тиражировалось едва ли не в миллионах экземпляров в учебниках биологии (как яркий пример атавизма). Андриан вскоре спился, а Федор отправился на гастроли в Америку. Там у него была такая легенда: в России они с отцом мирно жили в лесу, пока их не поймали. Отец (видимо – Андриан) совсем не поддавался дрессировке, а сын – вполне. Вот смотрите: ходит на двух ногах, носит цивильное платье, бегло говорит на трех языках (русском, английском, немецком). Выступал обволошенный Федор под псевдонимом Песья Морда. Возможно, отголоски этой истории стали основой повести Булгакова «Собачье сердце».В те времена никто не называл волосатых людей – снежными. И не только потому, что тогда еще не было понятия «снежный человек». Даже если б такое понятие было, люди, страдающие гипертрихозом (волосатостью), под него бы не подошли. Потому, что они ни от кого не скрывались. Снежный же человек (по самой сути этого понятия) должен быть неуловим. И в этом смысле он нечто вроде лешего, которого видели многие, но никто не сумел ни поймать, ни сфотографировать. Просто потому, что он из разряда существ нематериальных. Снежный человек – тоже. Он, собственно, и есть форма существования лешего в условиях повального позитивизма и всеобщего среднего образования. В бабушкины сказки верить как-то неудобно, а вот в то, что наука пока не открыла, но обязательно скоро откроет (или докажет, что этого нет), верить не только можно, но даже и нужно. Поэтому и стали называть обычного лешего каким-то снежным человеком. Но прочувствуйте разницу: леший является тому, кто не рассматривает его явление в рамках научной картины миры, а снежный человек – тому, кто рассматривает. Поэтому с лешим можно успешно общаться, а снежного человека можно только безуспешно изучать. |
В Кологривском лесу застрелили "лешего". |
В Кологривской тайге был убит человек. Кто-то считает его опасным браконьером, кто-то – современным Робин Гудом
Разрешите всех нас поздравить: в ночь на 14 марта мир избавился от чудовища, двадцать с лихом лет терроризировавшего жителей заповедных лесов под Кологривом. Еще совсем недавно, наслаждаясь уникальной природой этого края, я не мог подумать, что бок о бок со мной бродит неуловимый преступник, ставший главным героем среднерусского боевика. Две недели центральные СМИ смаковали этот сюжет. Поскольку он вам, безусловно, уже известен, я лишь напомню официальную цепь событий (цитируя публикацию в одной центральной уважаемой газете – как первоисточник…) Бородатый пироман «Среди гигантских 53-метровых елей (интересная цифра, не правда ли? – Б.Г.) прятался вооруженный до зубов отшельник». Издание сообщает, что им пугали детишек, а местные жители прятали даже обувь с крылец, так Леший был «неуловим и страшен в лесной чаще» (это уже цитата с одного из телеканалов). Далее. В конце 1990-х Александр Бычков (так на самом деле звали Лешего, он же Леха) «сжег в окрестных деревнях 30 домов. «Лешему» не понравились городские, которые стали скупать дома в деревнях». Откровения журналистов искренне забавляют. Я довольно насмотрелся на брошенные – не дома, деревни! – в Кологривском уезде. Скупать земли в 700 км от Москвы, да еще без намека на железную дорогу никто не спешит. Был бы жив Леха – посмеялся бы и над своей пироманией. 30 домов! Не 29 и не 31! Притом что за 20 лет своего отшельничества на его имя не было ни одного заявления в милицию. Криминальная история кологривского Лешего на этом не заканчивается. Надо было такому случиться, что «один из начальников поселковой милиции решил «взять» лося». (Читай – побраконьерить? – Б.Г.) Далее из публикации следует, что Леший разоружил офицера, чем положил первый камень на свое надгробие. – Он двухметрового роста, с бородой до колен, и ствол у него с Царь-пушку! (Цитата из публикации – рапорт доблестного милиционера.) Уточню: рост Лешего 165 см, а «Царь-пушка» – одностволка ИЖ-5 (в материалах дела фигурирует еще ружье системы Бердана с заклинившим патроном и некий «самодельный пистолет»). – Он всех достал, – рассказывает директор Государственного природного заповедника «Кологривский лес» Максим Синицин. – У нас тут доктора наук работают из Голландии, студенты-биологи, а тут мужик с обрезом бегает. Насчет бегающего с обрезом мужика г-н Синицин, конечно, погорячился. Но совершенно очевидно, что Леший встал ему поперек горла: год назад территория, где некогда поселился Леший, стала заповедником. Синицину нужно было «решать вопрос»… «Решать вопрос» выехали четыре лесника, двое сотрудников милиции и восемь омоновцев. Абсолютно уверен: ни у кого не было желания кончать дело кровопролитием. Представители власти хотели просто выселить Алексея с заповедной территории и прекратить его незаконную охоту. Однако Лешему, по всей видимости, отступать было некуда, а прекратить охотиться для него означало и вовсе голодную смерть. После словесных препирательств и агрессивного поведения Лешего началась стрельба на поражение. Цитирую статью: – Брось винтовку! – выступил вперед самый храбрый, ветеран войны в Афганистане, заместитель начальника Кологривского ОВД Андрей Потемкин. – Мне терять нечего, – предупредил из засады Лешак. – А ну ступай до той вот березы! Увидев, что омоновцы не реагируют на окрик, Леший открыл огонь. Первому попал в руку, второму в ногу, а потом направил ствол на Андрея Потемкина. – Дробь легла кучно, – рассказывает Андрей. – Бронежилет меня спас. Сотрудников ОМОНа выручило расстояние. Леший стрелял с сорока метров, и дробь лишь поцарапала кожу. Милиционеры повалились в снег. Над их головами свистела картечь. Выпустив 10 зарядов, Лешак успел поджечь свое жилище. Вырубку застелил плотный дым. Конец цитаты. Журналист, разумеется, не мог отличить винтовку от одноствольного гладкоствольного ружья, но ветерану афганской войны следовало быть поосторожнее в интервью (если оно, конечно, было). К тому же каждый охотник знает предельную дистанцию стрельбы дробовым зарядом: около 35 метров. При этом дробь «кучно» лечь никак не может, дробовую осыпь на сорокаметровой дистанции можно оценить в метр диаметром. Слова про «свистящую картечь» я вообще оставляю на совести автора публикации. Так чем же стрелял Леший и с какого расстояния? Понимаю: утопаю в деталях. Но – в деталях суть. (А полной правды мы никогда и не узнаем.) Итак, читаем дальше: – Он действовал, как профи, – вспоминает Потемкин. – Пока мы осматривали ранения, он под дымовой завесой на лыжах за пять минут сделал километровый полукруг и стал заходить к нам в тыл. Хотел нас перестрелять в спину! Такого поворота событий никто не ожидал. Снайпер ОМОНа случайно засек среди деревьев фигуру незнакомца. Послал с испуга пулю ему прямо в голову. Леший умер мгновенно, а вместе с ним – тайна его бытия. Конец цитаты. Горько, горько так открыто признаваться в бессилии наших спецподразделений! Четырнадцать специально подготовленных и прекрасно вооруженных мужиков окружает старик с охотничьим ружьем, показывая при этом результаты, достойные мастера спорта по лыжному бегу. Да и снайпер ОМОНа описан какимто неадекватным: увидел в лесу незнакомца и с перепуга послал ему в череп пулю. По закону и по совести Но хватит ерничать над, скажем так, не слишком удачной публикацией. Ясно одно: обезврежен злостный браконьер, десятки лет уходивший от ответственности наподобие неуловимого Джо, которого никто не ловил. Подобных «лешаков» по России, к сожалению, хватает. И не от хорошей жизни они подаются в леса. История кологривского Лешего незамысловата. Жил-был на свете мужик, который в силу каких-то причин решил стать отшельником. Поселился в глухом лесу, вдали от человеческого жилья, куда и охотники почти не заглядывают, построил домик. Охотился, мясо и шкуры животных обменивал на продукты, боеприпасы и необходимые в быту вещи. Время от времени появлялся в Кологриве и окрестных деревнях, продавал корзинки собственного изготовления. Прожил таким образом около двадцати лет, ни в каком криминале замечен не был. Во всяком случае, за эти годы в РОВД на него никаких жалоб не поступало. Вот что, например, рассказывает о нем местная жительница Ольга Хлебникова: – Леху мы давно знаем, лет 20. Мужик хороший был, безобидный, не воровал, никого не обижал, зачем его убили? Никому он зла не делал, охотился, приносил в деревню шкурки животных, грибы, ягоды, корзинки самодельные. Брал у нас молоко, я ему старую одежду давала: сапоги, брюки, кормила иногда. Придет, поговорим. Я его спрашивала о том, кто он. А он мне отвечал, что у него есть жена и дети, но все считают, что он пропал. Зимой он редко приходил, а летом часто бывал. В Хмелевку постоянно приходил, помогал на огороде. Раньше не боялся, заходил в магазины, а в последние годы стал осторожным, ходил задворками и покупать нужные вещи просил других. Видимо, следить за ним стали, опасался милиции. К покойному председателю колхоза Кокшарову часто ходил, менял у него шкурки. Вообще, все про него знали, никто его не боялся. Жалко Леху. То же самое рассказывают о лесном отшельнике и остальные люди, в разное время общавшиеся с ним. Вообще, в Кологриве мнение у всех почти единодушное – уничтожили ни в чем не повинного человека. Милиционеры и работники заповедника, по всей видимости, действовали правомерно, строго выполняя свои инструкции. На их стороне закон. Но можно рассуждать и по-другому. Для многих Леха – человек, с оружием отстаивавший свое право жить так, как ему хотелось, не мешая при этом другим. Двадцать лет он прожил в лесу, который считал своим домом, о его существовании многие знали. Не раз приходилось слышать о том, как он помогал выйти из леса заблудившимся грибникам и охотникам. Да и можно ли назвать Леху браконьером в традиционном понимании этого слова? Он убивал животных не ради наживы или забавы, а чтобы не умереть с голоду. В результате семейных неурядиц и раздела имущества Александр Бычков оказался без крыши над головой. С детства привыкший пропадать неделями в лесу, он ушел в тайгу навсегда. Позже, в 1990-е годы, по заявлению сестры суд признал его умершим. А теперь Леха умер во второй раз, и уже по-настоящему. Член Центрального совета Российской экологической партии, организатор Региональной общественной экологической организации «Мой Кологрив» Сергей Книна: – Оставим хотя бы на секунду за скобками браконьерство Лешего. Должен же он был както кормиться? Оказавшись без крыши над головой и без всяких перспектив хотя бы на остаточное внимание к своей судьбе со стороны государства, Леха не пошел на паперть, не стал грабить или заниматься вымогательством. Выживал, как умел. Кто-нибудь задумался над тем, как примирить Лешего с законом? Ктонибудь задумался над корнями проблемы? Почему так часто единственной функцией государства становится функция карательная? Все мои знакомые считают Леху невинно убиенным человеком. Мертвые спроса не имеют? Пуля не поставила точку в судьбе Лешего. Даже после смерти он представляет угрозу обществу. Отец Алексей, настоятель Кологривской церкви, отказался отпевать Леху, объясняя, что он стрелял первым, а бандитов не отпевают. А 22 марта по инициативе редакции газеты «Кологривский край», сотрудников заповедника и представителей общественности планировалась встреча населения с руководством районного отделения милиции, администрации заповедника и администрации района. Милиция запретила «диалог с народом» и сорвала все объявления о намечаемом мероприятии. Что это: извечная российская дурь? Чье-то вредительство? Или власть действительно настолько боится своих «хозяев», что единственным аргументом, как в Средневековье, считает силу кондотьеров? И еще. Хотелось бы, чтобы прозвучала такая мысль, не раз услышанная из уст жителей Кологривского района. Леший мог бы стать бесценным сотрудником заповедника. За 20 лет он изучил все лесные тропки, досконально знал повадки животных, все грибные и ягодные места. Вместо того чтобы установить с ним контакт через местных жителей, которые его хорошо знали, избрали наихудший способ разрешения ситуации – вызвали ОМОН. |
PS. Анархо-примитивизм в Костромской области. |
тень > Сегодня разговаривал со знакомым из Кологрива. Естественно, зашел разговор об убитом отшельнике. Как я понял, его там вообще вся округа знала все эти годы. Никакого преследования его властями раньше не было, т.к. никаких законов он не нарушал. Знавшие отшельника местные с сожалением и горечью говорят об убийстве. В то же время «стражей порядка» кроют последними словами. Кологрив с округой – как одна большая деревня, все на виду. И отшельник этот известен был, т.к. необходимые вещи и продукты обменивал у местных на грибы, ягоды (корзинами таскал!), плел из прутьев корзины (в деревнях спрос на них есть), приносил шкуры. То есть жил с местными в ладах, сотрудничал, можно сказать. Естественно, конфликтовать с деревенскими ему и в голову бы не пришло (обворовывать их, дома жечь и т.п.) Даже милицейское руководство признает, что «он вел в лесу здоровый образ жизни». Едва ли можно считать его поведение «анархо-примитивизмом». От местных деревенских мужиков он отличался лишь тем, что не бухал и жил трудом, а не на «субсидии» и пенсии.
Почему же его устранили? Местный из Кологрива однозначно отвечает: «Эти все наши лесники и дружащие с ними милиционеры – первые браконьеры! Ради развлечения на охоту ездят в любое время и без лицензий: хоть открыт сезон, хоть нет. Начальство разного пошиба тоже не прочь с ружьем поразвлекаться. В задачу «блюстителей порядка» входит организация этих развлечений… «а тут мужик с обрезом бегает…» (с)» Мешал он, короче, хозяевам жизни комфортно и культурно отдыхать в этом так называемом заповеднике. Награду скоро получат хранители законности. Мой источник прекрасно знает всех фигурантов по этому делу. Последний «отличившийся» в деле - это местный священник, который отказался отпевать «лешего», т.к., мол, преступник это, браконьер и вообще бяка! Видимо, батюшка забыл, как не так давно попал на бабки, из-за того, что был в пьяном виде пойман инспектором во время ловли рыбы электроудочкой А вместо предложенного откупа затеял с инспектором драку ногой пнул инспектора по челюсти… Это священник, а чего спрашивать с людей в погонах? Уверен, вы раньше думали, что заповедник для народа сделан, чтобы народное богатство сохранить. Ага… Ондулянсион > Вы зря считаете анархо-примитивизм ругательством. Многие уверены, что это идеальная форма общественного устройства. И кологривский "леший" сделал шаг в эту сторону. Оголтело-капиталистическое общество не могло допустить такого противоречия и уничтожило его... |
Главная |
Напишите мне |